Административное дело – это особый вид процессуального отношения, возникающего между органами, осуществляющими правоохранительную деятельность, и противостоящими им лицами в связи с рассмотрением дел об административных правонарушениях. Рассмотрение этих дел осуществляется судами.
Понятие суда в административном праве имеет несколько значений. Во-первых, это судебная власть в целом, которая осуществляет правосудие в общей, арбитражной и военной юрисдикциях. Во-вторых, это административные суды, которые специализируются на рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Суды общей юрисдикции рассматривают все административные дела, за исключением дел, отнесенных законодательством к ведению мировых судей. Мировые судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 17.7 и 23.1 КоАП РФ.
Статьи 17.7 и 23.1 КоАП РФ устанавливают основание для подсудности дела мировым судьям. В соответствии с этими статьями, мировые судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных гражданами, и дела, влекущие применение штрафных санкций в виде штрафа в пределах установленных законом размеров.
Подсудность арбитражному суду
Подсудность арбитражному суду регулируется статьями 23.1 и 17.7 КоАП РФ. Согласно этим статьям, административные правонарушения в сфере административных отношений подсудны общим судам или мировым судьям, в зависимости от категории правонарушения.
Следует отметить, что арбитражный суд занимается рассмотрением и разрешением различных споров, связанных с коммерческими и иными гражданскими правоотношениями. В связи с этим арбитражный суд не имеет компетенции рассматривать административные правонарушения, которые относятся к сфере административных отношений.
В общей сложности административных правонарушений подсудность арбитражному суду существенно ограничена. Поэтому, в случае возникновения спора в сфере административных правонарушений, необходимо обратиться в соответствующие органы власти или обратиться в общий суд, чтобы получить решение по данному делу.
Понятие подсудности административных правонарушений
Административные правонарушения, совершенные военными, рассматриваются в соответствующем военном суде. В свою очередь, споры, связанные с нарушением административного законодательства в сфере предпринимательства, подведомственны арбитражному суду.
В общей юрисдикции административные правонарушения рассматриваются мировыми и районными судами. Каждому конкретному нарушению присваивается определенная статья КоАП РФ, которая указывает на суд, в котором будет рассматриваться дело.
Судья в административном суде имеет право рассмотреть дело только по пределам своей подсудности. Он не вправе принять на себя компетенцию другого суда, поскольку подсудность административных правонарушений является строго определенной, исходя из закона.
Подсудность военным судам
Понятие подсудности в административном праве имеет особенности в отношении военных судов. Согласно статье 23.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, военные суды имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, военными комиссарами, гражданскими лицами в воинских формированиях и других лицах, указанных в законодательстве о воинской обязанности и воинской службе.
Данный перечень лиц, подсудных военным судам, определен статьей 17.7 КоАП РФ. Вместе с тем, важно отметить, что военные суды рассматривают только дела об административных правонарушениях, совершенных подсудными лицами в местах службы, военных частях, воинских учреждениях и других объектах воинского назначения, а также в местах временного расположения подразделений (формирований) Вооруженных Сил РФ за пределами всей территории Российской Федерации.
Подсудность административного правонарушения мировому судье
Мировые судьи – это органы судебной власти, подведомственные системе общей юрисдикции. Они осуществляют рассмотрение дел по административным правонарушениям, которые предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ). Мировые судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, не связанных с субъектами военной подсудности или арбитражными судами.
Под субъектами военной подсудности понимаются лица, подлежащие рассмотрению дел в военных судах. Военные суды занимаются вопросами, связанными с нарушением воинской дисциплины, правил поведения служащих и иных правовых норм, установленных для военных лиц.
Арбитражные суды занимаются рассмотрением дел, связанных с предпринимательской деятельностью и гражданско-правовыми спорами между различными субъектами. Они не имеют компетенции по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Таким образом, мировые судьи являются подсудными органами для административных правонарушений, которые не относятся к военной подсудности или арбитражной юрисдикции. Они осуществляют судебный контроль и рассматривают дела о нарушениях, предусмотренных статьями 23.1 и 17.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).
Административные правонарушения подсудны: | мировым судьям |
арбитражным судам |
Подсудность судам общей юрисдикции
Разграничение подсудности административных правонарушений среди различных судов осуществляется на основании статьи 23.1 КоАП РФ. В соответствии с этой статьей, судам общей юрисдикции предоставлена подсудность в отношении административных правонарушений, за исключением случаев, когда подсудность определена арбитражным судом или судом мирового судьи.
Таким образом, суды общей юрисдикции рассматривают дела по административным правонарушениям, когда они не входят в компетенцию арбитражного суда или суда мирового судьи. Например, арбитражный суд будет рассматривать правонарушения, связанные с предпринимательской деятельностью, а мировой судья — правонарушения, относящиеся к компетенции мирового суда.
Таким образом, подсудность судам общей юрисдикции в административном деле определяется на основании вышеперечисленных принципов. Это позволяет правильно установить компетенцию суда и обеспечить реализацию прав и свобод граждан в сфере административного правопорядка.